| |
Сатанинское зелье (Дьявольская кухня)
Satansbraten (Satan's Brew)
Год: 1976
Страна: Германия (ФРГ)
Жанр: комедия, драма
Режиссер: Райнер Вернер Фассбиндер /Rainer
Werner Fassbinder/
Сценарий: Райнер Вернер Фассбиндер /Rainer
Werner Fassbinder/
Длительность: 01:46:20
В ролях: Курт Рааб /Kurt Raab/,
Маргит Карстенсен /Margit Carstensen/, Улли Ломмель /Ulli Lommel/, Хелен
Вита /Helen Vita/, Фолькер Спенглер /Volker Spengler/
Описание: Есть у Фассбиндера фильм
"Сатанинское зелье", там в комедийно-абсурдистской манере (Ф. больше не
снимал комедий, тем интереснее) сформулированы основные проблемы богемы его
времени и его круга, т.е. 70-ых годов, и удивительно, как мало изменились
это время и этот круг. Дурацкий герой этого кино живет творчеством, с
которым, впрочем, у него проблемы. Погруженность в творчество - его алиби,
позволяющее быть абсолютно равнодушным к окружающим: семье, любовницам,
поклонникам. Его "замыслы" есть простое уклонение от общественно полезного
труда. Он всегда находится в поиске денег, их дают знакомые проститутки,
родители, читатели. Но и этим "творческим" алиби все сложнее маскировать
невроз, отражающий иррациональность его роли.
Чтобы "стимулировать себя" (на самом деле все из-за тех же денег) он
совершает убийство во время садо-мазохистской игры и немедленно пускается по
поводу этого "революционного акта" в бесконечное словоблудие, а себя отныне
называет анархистом. Но когда энтузиазм убийцы вновь иссякает, он сочиняет
стих, который, оказывается, уже написал один романтический поэт 100 лет
назад, да и тот был переводом бодлеровских "Альбатросов". Очень точный
диагноз: капитализм любого века, отраженный в голове художественного
невротика, может породить только "то же" искусство и обречь его на вечную
стилизацию и повтор. Герой инсценирует салоны прошлого: в романтическом
гриме и антикварном костюме при свечах в кругу нанятых и так же одетых
"учеников", он читает задолго до его рождения сочиненные стихи.
Увлекается ницшеанскими идеями о сильных и слабых личностях, относя себя,
конечно, к первым, хотя весь состоит из попрошайничества, истерики и
самолюбования. Некоторое время утверждает, что он "фашист". Потом решает,
что его отверженность в том, что он скрытый гей и пора открыться, но первый
же гомосексуальный опыт вызывает шок и проваливается. "Ты не можешь быть
тем, кем себя воображаешь", - незадолго до смерти говорит ему жена. Он
устраивает истерику над ее трупом и тут же, спохватившись, говорит врачам:
"Я веду себя так, чтобы соответствовать вашим представлениям об адекватном
поведении". Он ничего не испытывает, не может, и с огромным трудом, жертвуя
окружающими, поддерживает свое богемное алиби. Честная проекция его жизни -
умственно отсталый брат, весь фильм охотящийся за мухами на кухне.
Первая комедия Фасбиндера - странная, лишенная тонкости и извращенная
история о приключениях Вальтера Кранца (Курт Рааб), "революционного" поэта,
вообразившего себя поэтом-гомосексуалистом прошлого века Стефаном Георгом. В
фильме, снятом в жанре "черной комедии", замечательны персонажи мужеподобной
жены Кранца, умственно отсталого брата, прыщавого поклонника и группы
проституток. Ричард Рауд писал: "Если хотите узнать, о чем думает Фасбиндер,
вам надо посмотреть этот фильм". | |
|