| |
«ИВАН ГРОЗНЫЙ» (в
2-х серияхя)», (1-ая серия — ) ЦОКС, 1944, ч/б, 100 мин, (2-я серия, сказ
второй — «Боярский заговор»)», МОСФИЛЬМ, 1945, цв.+ч/б, 100 мин., СССР.
Историческая драма.
В ролях: Николай
Черкасов, Людмила Целиковская, Серафима Бирман, Павел Кадочников, Михаил
Жаров, Амвросий Бучма, Михаил Кузнецов, Михаил Названов, Андрей Абрикосов,
Всеволод Пудовкин, Александр Мгебров, Максим Михайлов, Павел Массальский,
Эрик Пырьев, Сергей Столяров, Георгий Юматов, Владимир Балашов, Георгий
Вицин, Анель Судакевич..
Режиссер-постановщик: Сергей Эйзенштейн. Автор сценария: Сергей Эйзенштейн.
Операторы-постановщики: Андрей Москвин, Эдуард Тиссэ.
Художники-постановщики: Иосиф Шпинель, Лидия Наумова (костюмы), Василий
Горюнов (грим). Композитор: Сергей Прокофьев, текст песен: Владимир
Луговской. Звукорежиссеры: Владимир Богданкевич, Борис Вольский.
Приз жюри за лучшую операторскую работу (А.Москвин, Э.Тиссэ) МКФ в
Локарно—46; Сталинская премия I степени (1946, удостоены реж. С.Эйзенштейн,
актеры Н.Черкасов и С.Бирман, операторы А.Москвин и Э.Тиссэ, композитор
С.Прокофьев).
Фильм-трагедия —
не столько по накалу сюжетных событий, сколько по производственной судьбе.
Картина задумывалась трехсерийной, Эйзенштейн смог снять только две
запланированных части и пару эпизодов третьей. Сталин, увидев вторую серию,
счел главного героя неврастеником. Постановление ЦК КПСС от 4 августа 1946
резко осудило фильм (зрители увидели его лишь через 13 лет). Работа над
третьей серией была жестоко и беспощадно прервана, режиссеру не смог ее
возобновить: в феврале 1948 он скончался от сердечного приступа. Фильм
остался лишенным жизненно важных «частей тела». Тем не менее в 1978 критики,
отбиравшие 100 лучших фильмов за всю историю кинематографа, поставили «Ивана
Грозного» на восьмое место в престижнейшем списке.
«Иван Грозный» противоречит канону советских исторических фильмов.
Стандартный их герой отстаивает исторически прогрессивную идею, рождающую в
нем оптимизм и стремление радостно идти к светлому будущему. Царь у
Эйзенштейна вроде осуществляет прогрессивный замысел — борется с боярским
произволом или, как говорят ныне, строит прочную вертикаль власти. Александр
Невский у Эйзенштейна противостоял тевтонским «псам-рыцарям»; справедливость
его борьбы вселяла в князя духовную мощь, чем он соответствовал советскому
канону. Иван Грозный в ту пору — чуть ли не официально — был объявлен
прогрессивной фигурой, отчего ему пристало не ведать на экране сомнений и
сиять оптимизмом. У Эйзенштейна же, особенно во второй серии, царь, развязав
террор против бояр и создав опричнину — инструмент террора, терзается муками
совести, сомневаясь в своем праве проливать кровь. Когда шла работа над
фильмом, сталинские репрессии, хотя и не в прежнем масштабе, продолжались. В
такой атмосфере террор Грозного не мог не ассоциироваться со сталинским, а
метания экранного Ивана, убеждены ныне критики, служили предостережением
тирану. Сталин отверг идею фильма, почувствовав в ней неизбежную параллель с
современностью.
То, что успел создать Эйзенштейн, не сводимо лишь к столкновениям с тираном.
В недавно опубликованных заметках режиссер подчеркивал, что в центре фильма
будет стоять незначительная фигура, вокруг которой кипят бури. Сценарий
«Ивана Грозного» открывается эпизодами отрочества героя — владыка-мальчик
беспомощен здесь и жалок. Эпизоды могли спроецировать взгляд на него как на
личность впрямь незначительную, но в фильме режиссер перенес их чуть ли не в
середину второй серии. Начинается же лента венчанием Ивана на царство, т. е.
он сразу же характеризуется как государственный муж, неколебимо верящий в
свою миссию. Функцию же незначительной фигуры, вокруг которой бурлят
страсти, пришлось — из-за перекройки замысла — выполнять Владимиру
Старицкому, двоюродному брату царя Его мать возглавляет боярский заговор, а
сыном хочет заменить племянника на престоле. Старицкому сознательно приданы
черты Ивана-дурака из сказок. Фольклорный дурак представительствует от имени
«всех нас» — обычных людей в волшебной стране. Аналогичным образом князь
Старицкий олицетворяет «всех нас» в кромешном аду политических интриг и
гибнет вместо Ивана. Присутствие «нашего человека» в заэкранном мире делает
фильм содержательней и глубже, чем конфликт между художником и диктатором.
| |
|