| |
Война окончена / Guerre est finie, La
Год: 1966 Страна: Франция Жанр: драма
Режиссер: Ален Рене Длительность: 1:56:13
В ролях: Ив Монтан /Yves Montand/, Ингрид Тулин /Ingrid Thulin/, Женевьев Бужо /Genevieve Bujold /, Жан Дасте /Jean Daste/, Доминик Розан / Dominique Rozan/, Жан-Франсуа Реми / Jean-Francois Remi/, Мари Мерже /Marie Mergey/
Описание: Ален Рене напоминает мне идеального Клода Лелуша, только наоборот. Лелуш – понятен и прямолинеен. Он обслуживает вкусы и потребности европейского среднего класса. Рене – «фрукт», творец, но тоже выходец из среднего класса, снимающий только и исключительно о среднем классе и буржуазии. Однако, не для себя и своих друзей, а как раз, рассчитывая на внимание интеллектуалов и интеллигентов . Но интеллигентность, ее ведь не спрячешь - «вылезет» в самый неудобный момент. Она и «вылезает», при определенном таланте студента L'IDHEC – Рене снимал ни о чем. Красиво и ни о чем. Впрочем, чтобы понять бездарность «Хиросима, моя любовь», стоит посмотреть ранние фильмы Язудзо Масумуры. Чтобы понять никчемность «Прошлым летом в Мириенбаде», посмотреть сольный труд Алена Роба-Грилье – «Игра с огнем». Но есть в творчестве, я бы даже сказал самокопании Рене – жемчужины. Одна из них – «Война окончена». Это фильм о трех пасхальных днях одного из лидеров коммунистической партии Испании, ведущего образ жизни сибаритствующего буржуа, в Париже, с женой (Ингрид Тулин) и редкими встречами с любовницей (Женевьев Бюжо)… Ну и, для острастки – борьба против режима Франко. Как никак, агрессия «белых воротничков» - вещь вечная, как и сам их класс. Если еще совсем недавно, героем среднего класса чуть не стал Тайлер Дерден в 60-е г. его роль занимали: революционеры-коммунисты, радикалы-студенты и, конечно, бандиты «от нечего делать» - постоянные героя киноэкрана XX-века. Казалось бы, ну что интересного, можно было снять: обычная жизнь, соседа, друга или коллеги режиссера Алена Рене? Но если бы все было так просто (как это было бы просто у Франсуа Трюффо). Рене, вскрывает эту жизнь как консервную банку. Ее обыденность, пустоту и бессмысленность. Попытку наполнить ее разумным содержанием. Ну, что еще было нужно политэмигранту Диего, которого играет буржуазный Ив Монтан, для счастья: любящая жена, любовница, которая не задает вопросов. Друзья. Деньги, наконец. Да и Франко, ведь не вечен… Но фильм Рене – это не рассказ – это гимн ассоциативному монтажу. Гимн метанию и поиску человеческой души. Поиску истины, которой, к сожалению попросту не существует. Мысли героя и его внутренний голос, который так и хочется заглушить, какой-то несуществующей кнопкой в DVD-плеере, рефреном сопровождает зрителя, рисуя прямо несвязанные с сюжетом композиции и картины. Секс и любовь абстрактны, флэшбеки путаны, а герои, несмотря не на что счастливы. Здесь нету мрачного тупика развития цивилизации а-ля «С широко закрытыми глазами» Кубрика, где персонажам остается, лишь один выбор: «трахаться или не трахаться…» У Рене напротив, скучная и однообразная жизнь сопровождается параллельной вселенной с пересечением Испанской границы по фиктивному паспорту, перевозкой запрещенной агитационной литературы, шифровок и тайных сходок. Но все это фальшиво, герои – далеко не коммунисты и не подпольщики. Обычные забавы успешных и востребованных людей, зажатых в своем классе, вынужденных жить по правилам и, как следствие иногда их нарушать. Рене намекает на сущность этих людей, не пытаясь, однако, даже отстранено их критиковать. Впрочем, его сценарист Хорхе Семпрун написал продолжение этой истории «Дороги на юг», снятые Джозефом Лоузи, с тем же Ивом Монтаном, где и было, наконец то сказано всё и поставлены все точки над i. Sergio Leone
| |
|