| Главная | ТВ "Культура" | Поиск | Гостевая |

 

A  B  C  D  E  F  G  H  I  J  K  L  M  N  O  P  Q  R  S  T  U  V  W  X  Y  Z

0-9  А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

 

 
   

 

 

 

 

 

Новости

Режиссеры

Ссылки

e-mail

о сайте

 

 

Нибелунги: Зигфрид

Die Nibelungen: Siegfried


 

Год: 1924
Страна: Германия
Жанр: драма

Режиссер: Фриц Ланг
Сценарий: Теа фон Гарбоу
Длительность: 2 ч. 22 мин.

В ролях: Пауль Рихтер, Маргарет Шон, Ханна Ральф, Теодор Лоос, Ханс Адальберт фон Шлеттов, Рудольф Кляйн-Рогге, Рудольф Риттнер.
 


 Довольно рано, уже в 20-е гг., в кино появились мифологизированные трактовки гендерных ролей, и в творчестве режиссеров европейских стран они существуют до настоящего времени. Самый ранний из рассматриваемых фильмов этого рода – "Нибелунги" Ф. Ланга, появившийся в Германии в 1924 г. Заявленная режиссером цель фильма не имеет непосредственного отношения к гендерной проблематике, она заключается в том, чтобы "дать другим народам представление о немецкой душе", интерпретация которой осуществляется через персонажей фильма. По существу, это попытка пересказа средневекового эпоса. Внешне его сюжет может быть представлен как история любви Кримхильды, сестры бургундского короля Гюнтера, и Зигфрида, сына короля Нидерландов. Однако главные герои оказываются носителями иной, существенно более развернутой информации. Зигфрид в фильме демонстрирует черты совершенного нордического героя. Кадры, где он снят верхом на коне, в некоторых ракурсах вызывают аналогии со статуей Бамбергского всадника. Он воплощает светлое и перспективное начало, однако гибнет в результате предательства (здесь прослеживается явный намек на популярное в тот период объяснение поражения Германии в первой мировой войне - легенду о "кинжальном ударе в спину").

Невеста Зигфрида Кримхильда – не менее монументальный образ идеальной женщины, олицетворяющей Германию, что накладывает отпечаток на трактовку ее роли. С одной стороны, это слабая женщина, которая нуждается в защите и может доверить собственную судьбу только герою, известному своими подвигами. Внешность ее также должна была воздействовать на зрителя: длинные косы, украшенная рунами одежда, как и у Зигфрида, опущенный с видом покорности или молитвенно поднятый взор, сложенные на груди руки – в первой серии представлен облик существа, признающего свою подчиненную роль. Во второй серии положение меняется: когда, все разрушая и губя, она мстит за гибель Зигфрида, ее лицо совершенно лишено кротости и отражает лишь гигантское внутреннее напряжение. Теперь это мстительница, валькирия, обладающая огромной силой духа.

Месть представлена в фильме как вынужденное действие, имеющее целью восстановить попранную справедливость, однако она приводит не к победе, а к тотальному разрушению и гибели. Это явно не женское дело, и женщина, отказавшаяся от имманентно присущих ей смирения и кротости, обречена на гибель.

Вместе с тем внешность (светловолосый нордический идеал), поведенческие стереотипы, логика действий героев создают у зрителя вполне определенное представление о послевоенной, а отнюдь не о средневековой Германии. Реальное и не столь отдаленное германское прошлое воссоздается в мифологизированном виде. Костюмами и предметами обихода, украшенными руническим орнаментом режиссер лишь подчеркивает национальную специфику фильма. Одновременно присутствует и христианский символ причащения и неизбежности – чаша, которую Кримхильда протягивает Зигфриду.

Поскольку речь идет о "германской душе", важную роль играет мистический фон, на котором развертывается действие. Судьбами героев управляет гибельный рок, вызывающий страсти и их разрушительные последствия. Первопричиной всеобщей гибели становится недопустимая для подлинного героя ложь, после чего все действия героев обречены на гибель. События фильма предопределены, начиная от купания Зигфрида в крови дракона для обретения неуязвимости в бою (однако на спине героя все же остается уязвимая точка, обусловившая его грядущую гибель), и кончая всеобщим уничтожением как закономерным результатом мести Кримхильды.

Главные персонажи фильма - не столько живые люди, сколько носители общих идей, монументально значительные, но психологически упрощенные. В фильме разыгрывается мистерия Судьбы. Явным ее посланцем оказывается советник короля Хаген, облаченный в зловещие черные одеяния и высокий шлем с крыльями. Эту идею рока и гибели впоследствии взяли на вооружение и стремились в полной мере реализовать нацисты, недаром Геббельс, министр пропаганды нацистской Германии, в 1933 г. предложил Лангу пост главы Палаты кино. Однако режиссер не был нацистом, его мировосприятие было гуманистическим. Поэтому он покинул Германию и впоследствии снял за ее пределами несколько фильмов антинацистской направленности. Идея германской души реализуется через образы как мужчин, так и женщин. Именно ее наличие может подвигнуть на героические поступки немцев, вне зависимости от пола.

Фильм демонстрирует два уровня восприятия национальной идеи - Ф. Лангом, в тот период политически нейтральным режиссером, и сценаристкой, его супругой Т. фон Гарбоу, придавшей фильму более жесткие черты. Ее трактовка судьбы и необходимости расплаты отличается существенно большей беспощадностью. Позднее Т. фон Гарбоу откровенно симпатизировала нацистам.

Анимационная сцена «Сна Кримгильды» была снята знаменитым немецким кинодокументалистом и экспериментатором Вальтером Руттманом.

Доп. информация: Как раз первая часть дилогии Ланга ("Зигфрид") считалась одним из основных пропагандистских нацистских фильмов (наравне с "Триумфом воли" и "Олимпией"). Вторая часть дилогии ("Месть Кримгильды") была запрещена к показу. Очень напоминает историю с "Иваном Грозным" Эйзенштейна...
Бонусы DVD: много разных материалов по созданию фильма - фотографии и др.
 

Качество: DVD5

 

 

 

2005-2009   mykinofilm.narod.ru

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz