| | Опиум: Дневник сумасшедшей / Opium: Egy elmebeteg nö naplója (Opium: Diary of a Madwoman)
Год: 2007 Страна: Венгрия, Германия, США Жанр: драма, сюрреализм, артхаус
Режиссер: Янош Сас / János Szász Длительность: 1:49:55.032
В ролях: Ульрик Томсен (Ulrich Thomsen... Dr. Brenner), Кирсти Стубе (Kirsti Stubø... Gizella), Зольт Лазло (Zsolt László... Dr. Moravcsik), Енико Бершек (Enikö Börcsök), Gyöngyvér Bognár, Roland Rába
Действие происходит в Венгрии в 1913 году. Доктор Бреннер сделал себя имя своими исследованиями и достижениями в работе с людьми, страдающими психическими расстройствами. Когда его пристрастие к морфию начинает влиять на работу, он соглашается работать в изолированной психиатрической лечебнице. Внимание Бреннера привлекает одна из пациенток, Гизелла. Он поражен ее умом и писательским талантом. И очень скоро их отношения выходят за рамки отношений врача и пациента. Основу картины составили впервые опубликованные десять лет назад в Венгрии дневники писателя-модерниста начала ХХ века Гезы Чата. Он работал невропатологом в Будапеште. В двадцать два года узнал, что болен туберкулезом, начал употреблять опиум, лечился, попал в психбольницу, бежал, был задержан солдатами сербской армии и в тридцать два года покончил с собой. Это не первое обращение режиссера Яноша Саса к творчеству Гезы Чата. По рассказу писателя снят самый известный фильм Саса “Мальчики Витмана” (“The Witman Boys”, 1997). Десять лет назад эта картина получила премию за режиссуру на 33-м Чикагском МКФ.
Венгерский режиссер Янош Сас в картине «Опиум» дает волю мрачным фантазиям, исследуя отношения между сумасшедшей женщиной, запертой в психиатрической клинике, и ее врачом-морфинистом. Дело происходит в Венгрии в 1913 году, то есть как раз во времена, когда психоанализ только набирал силу и был не проверенным методом лечения, а полем дерзких экспериментов, медицинских, мистических, творческих изысканий. Режиссер обращается к тому моменту в развитии европейской культуры вообще и психоанализа в частности, когда традиционные представления еще не были вытеснены и не перестали влиять на события, а их новые модернистские версии еще не стали классикой. Знаменательно, что психиатрическая клиника располагается в монастыре и обязанности сиделок выполняют монахини, у которых одно название для психических больных: бесноватые. Религиозная символика соседствует в «Опиуме» со сложными приспособлениями для новомодного лечения, странно перекликающиеся с «Молотом Ведьм». Врач-психоаналитик, начитавшись гениальных дневников своей пациентки, проникается к ней сложными и, как водится, противоречивыми чувствами (кадр слева). Содержание фильма балансирует между болезненным бредом и мистическим откровением. Такой подход позволяет Сасу добиться большой творческой свободы. Но чувствуется, что режиссер со свободой перебирает, отказываясь и от логично выстроенного сюжета, и от внятных формулировок. Если коротко: венгерский фильм – это страшноватый и красивый опиумный сон, эстетически совершенный, но скудный в содержательном плане. Ян Левченко http://www.drugoe-kino.ru
Награды:
премия “Серебряный Георгий” за лучшее исполнение женской роли (Кирсти Стубе) на XXIX Московском МКФ в 2007 году. Hungarian Film Week 2007: —"Gene Moskowitz" Critics Award — János Szász —Best Cinematographer — Tibor Máthé —Best Director — János Szász —Best Sound — Matthias Schwab, Manuel Laval, István Sipos
Номинации: Золотой Георгий ММКФ 2007 Гран-при Cottbus Film Festival of Young East European Cinema 2007 — János Szász Качество: DVDRip Формат: AVI Видео: XVID 640x352 25.00fps 1122Kbps Аудио: Russian: MPEG Audio Layer 3 48000Hz stereo 128Kbps Audio Original: MPEG Audio Layer 3 44100Hz stereo 112Kbps Перевод: Одноголосый любительский закадровый АНТОН АЛЕКСЕЕВ | |
|