| | Мальчик-мясник / Butcher Boy, The Год: 1997 Страна: Ирландия, США Жанр: черная сардоническая трагикомедия
Режиссер: Нил Джордан /Neil Jordan/ Сценарий: Нил Джордан /Neil Jordan/, Пэт МакКейб /Pat McCabe/ Продюсер: Нил Джордан /Neil Jordan/, Редмонд Моррис /Redmond Morris/, Стивен Вули /Stephen Woolley/ Оператор: Адриан Биддл /Adrian Biddle/ Композитор: Эллиот Голденталь /Elliot Goldenthal/ Длительность: 01:45:41
В ролях: Имонн Оуэнс /Eamonn Owens/, Шон МакГинли /Sean McGinley/, Питер Гауэн /Peter Gowen/, Алан Бойл /Alan Boyle/, Эндрю Фуллертон /Andrew Fullerton/, Фиона Шоу /Fiona Shaw/
Описание: 1962. Кубинский кризис поверг весь мир в депрессию. «Ужасен будет тот день, когда мира не станет», — причитает женщина из ирландского городка, родины Фрэнси Брэйди. Но даже, если наша планета разлетится на миллионы, миллиарды и триллионы маленьких кусочков, Фрэнси совсем этому не удивится. Так уж вышло…
Главный герой фильма - Фрэнси Брэйди - подросток, сын шизофренички и алкоголика, склонного к насилию. Всяк, знакомый с законом Менделя, должен понять, что получится от этого союза. Он и его семья - из вечной касты "мизераблей", изгоев. Вроде и повода не давали, а пристойные соседи рекомендуют своим детям не водиться с выродками, да и не стесняются открыто высказывать свое презрение.
Блестящая, виртуозная работа Нила Джордана, снявшего лучшую свою ленту 90-х годов. Если бы Мясник достался не тому режиссеру, какому-нибудь любителю упрощенной реальности и сермяжной правды, все получилось бы идентично – один в один – любому пересказу сюжета: в бедной стране живет бедная семья, в которой растет бедный мальчик, постепенно сходящий с ума и теряющийся в собственных фантазиях. У Джордана на основе жутковатой истории получается злая, отточенная, саркастическая феерия. Фрэнси путешествует по стране, оказываясь то в исправительной колонии, то психиатрической клинике, но постоянно возвращаясь в родной городок, будто проходит по кругам собственного ада, в котором совмещаются грубая, вульгарная действительность и причудливый, мрачноватый внутренний мирок подростка.
Временами фильм до боли напоминает Заводной апельсин Кубрика, временами – феллиниевский Амаркорд, но постепенно выруливает собственно к творчеству самого Джордана, точнее, его сквозной теме – соприкосновения с религиозным чудом. На поле, где в один прекрасный день оказывается Фрэнси, вкалывающий, как вол, ему является пресвятая Дева Мария, и нужно знать другие ленты Нила Джордана, чтобы не воспринять этот поворот как очередную сатирическую шпильку. Конечно, исправительный католический приют показан в самых язвительных тонах, а в роли Девы снялась певица Шинейд О’Коннор, славящаяся своим скандально-негативным отношением к церкви и Римскому Папе, но собственная Матерь Божья для Фрэнси – словно спасительный луч в царстве безнадежности, свой ориентир на краю бездны, в которую он все-таки сорвется.
В фильме главным помощником режиссера становится феноменальный Имонн Оуэннс, потрясающий юный актер, который, собственно, в одиночку и вытягивает на себе основной замысел фильма – совместить грубую реалистическую историю с буйным, «фантастическим» воображением постановщика. Благодаря Имонну его герой - и мы вместе с ним – балансируем на грани то ли обыденного умопомешательства, то ли запредельного, нечеловеческого полета фантазии. На той же недосягаемой высоте изумительная операторская работа Эдриана Биддла, а также «взрослый» актерский каст – особенно блистательные Файона Шоу, Стивен Ри и Эйслинг О’Салливан.
Здесь, впрочем, все великолепно настолько, что это делает Мясника настоящим феноменом кинематографа 90-х.
/Алексей Дубинский/
Награды: Берлинский международный кинофестиваль, 1998 - "Серебрянный медведь" Берлинский международный кинофестиваль, 1998 - "Специальное упоминание" Берлинский международный кинофестиваль, 1998 - "Золотой медведь", номинация
| |
|